Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.
В методологии количественного подхода традиционно используют 3 класса методов сбора эмпирических данных:
Опрос – это прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях, отношениях к событиям. Опросы могут быть вполне использованы как единственный источник данных в маркетинговых исследованиях. Использование опросных методов – важный канал изучения общественного мнения и сбора количественной информации по самым разным проблемам покупательского спроса. Можно выделить следующие виды опросов:
Личные интервью (дома, в магазине, в специально оборудованных помещениях, на улице и пр.) - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо интервьюером, либо механически (на пленку). Данные интервью могут проводиться по случайной или квотной выборке.
Телефонные интервью (по случайной выборке из базы телефонной сети региона исследования или по спискам клиентов) – телефонные опросы в маркетинговых и социологических исследованиях применяют для быстрого зондажа мнений и разумен для ориентации в позициях общественного мнения по особо актуальным проблемам.
Экспертные опросы (интервью с руководителями, специалистами компаний) – как правило, подобные опросы нацелены на уточнение гипотез, разработку прогнозов и пополнение интерпретаций определенных социальных процессов и явлений. В таких опросах доминируют открытые формулировки, а закрытые вопросы предназначены лишь для оценки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других специалистов.
Почтовые опросы (адресная рассылка, анкета обратной связи) – данный метод обеспечивает меньший возврат заполненных анкет. Однако, учитывая его существенно меньшую стоимость, этот метод опроса вполне оправдан. На современном рынке одним из вариантов применения данного метода явлется получение обратной связи от клиентов путем вкладывания анкеты в коробку с товаром (например, обувь или бытовая техника).
Hall-тесты - метод исследования, в ходе которого группа людей в специальном помещении тестирует определенный товар и/или его элементы, а затем отвечает на вопросы, касающиеся данного товара. При проведении Hall-теста опрашиваются представители целевой аудитории по заранее подготовленному структурированному вопроснику. Предметами тестирования могут являться продукты, упаковки, рекламные материалы. Данный метод применяется в основном для оценки потребительских свойств товара по разным тестируемым характеристикам с целью их улучшения, при тестировании элементов рекламных обращений для оптимизации рекламной кампании.
Наблюдение – под наблюдением обычно подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. Наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит основой для массового обследования, либо применяется на заключительной стадии массовых исследований для уточнения и интерпретации основных выводов.
Включенные наблюдения – исследователь имитирует вхождение в изучаемую среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». Так же в процессе включенного наблюдения исследователь может создавать некоторую экспериментальную обстановку для того, чтобы лучше выявить состояния объекта в обычной ситуации «не просматриваемые». Примером включенного наблюдения является методика «таинственный покупатель».
Невключенные наблюдения – исследователь регистрирует события как бы «со стороны». Наблюдение может проводиться открытым способом или инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Примером невключенного наблюдения могут служить маршрутные слежения за покупателями.
Контент-анализ документов - суть методики контент-анализа заключается в поиске информации по конкретным словам, словосочетаниям и/или темы. Контент-анализ является разновидностью работы с документами, основанной на их формализованном качественно-количественном изучении. Контент-анализ применяется для определения насыщенности рекламоносителя рекламными обращениями, при оценке эффективности рекламы, анализе конкурентной среды, выявления политической, экономической ориентации СМИ, выявления рекламной стратегии фирмы. Объектами контент-анализа выступает содержание газет, публичных выступлений, теле и радиопередач, общественных и личных документов, социальных интервью, ответов на открытые вопросы анкет и др.
Качественные исследования предназначены для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.
Глубинные неформализованные интервью (свободные интервью) – это длительная беседа (до нескольких часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе («путеводитель интервью»). Целью данных интервью может быть выявление оценок, взглядов, суждений, внутренних мотивов, побуждений интервьюируемого по какому-либо вопросу. Также данный метод позволяет извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие, т.е. в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, рекламных объявлений, телепередач и т.д.)
Фокус-группы (групповые фокусированные интервью) - предназначены для позиционирования нового товара или услуги; формулирования предложений по изменению и улучшению отдельных характеристик товара или услуги, способов и особенностей рекламной кампании; определения возможных схем поведения потенциальных потребителей нового товара или услуги; выявления возможности возникновения позитивных и негативных реакций на рекламную продукцию. Получаемая в ходе фокус-группы информация отражает не только стандартное мышление людей, но и их глубокие психологические процессы, креативное сознание, выявляет мотивацию к тем или иным действиям, механизмы создания установок по отношению к тем или иным маркам, товарам, услугам. Довольно часто проведение фокус-групп сочетается с проведением тестов и личных интервью, позволяющих получить количественные данные.
Гарантии: МаркетМастерс в своей работе придерживается Международного Кодекса проведения маркетинговых исследований, принятого Европейским Обществом Исследователей Общественного Мнения и Маркетинга (ESOMAR). Компания МаркетМастерс гарантирует обеспечение полной конфиденциальности информации, полученной от клиентов и данных, собранных по их заданию.